Представители отрасли жалуются, что рынок до сих пор функционирует без определенного закона, а понятие «агрегатор» и вовсе отсутствует. Предлагаемый законопроект не только регулирует деятельность перевозчиков, но и переводит большую часть регулирования в онлайн. Например, в нем предлагается создать три цифровых реестра: водителей, автомобилей и агрегаторов, которые будут круглосуточно доступны всем исполнительным органам для соответствующих проверок. Порядок ведения реестров будет стандартизован.
Агрегаторов заставят отвечать
Еще одна статья посвящена равной ответственности агрегатора и водителя за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажира при перевозке легковым такси. Таком образом, служба заказа такси автоматически переходит из разряда посредников в полноценные участники процесса. С таким подходом согласны и общественники.
— Такси в настоящий момент очень конфликтная отрасль. Пассажиры в случае ДТП вынуждены буквально бороться за то, чтобы компенсировать ущерб, и судятся за это годами. Отрасли просто необходимо серьезное законодательное регулирование. Случайные люди не должны возить пассажиров в такси, поэтому разрешение на конкретного водителя вводить уже давно пора, и это пойдет отрасли только на благо. Тут возникает закономерный вопрос о том, кто должен это контролировать и нести ответственность. Логичнее всего возложить это на агрегаторов, так как до 95% заказов в такси сейчас осуществляется именно через них. Такой подход будет отвечать интересам и водителей такси, и самих пассажиров, позитивно повлияет на повышение уровня безопасности этого вида перевозок, — отмечает координатор движения «Синие ведерки» Юлия Каблинова,
О важности ответственности агрегаторов говорит и вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
— Как только в отраслевом законодательстве появится четко обозначенная роль агрегаторов, это логичным образом повлечет за собой и другие важные регуляторные нововведения. Так, необходимо вводить требования по обязательной страховке пассажира, помимо ОСАГО. Совершенно неприемлема ситуация, когда одни агрегаторы имеют такие страховые программы, другие не имеют, а таксопарки чаще всего даже не задумываются об этой проблеме. Необходимо определить сумму такой ответственности перевозчика по аналогии с другими видами пассажирских перевозок — в размере 2 млн рублей, — заявляет эксперт.
При этом, по словам Шапарина, взаимные обязательства между организатором перевозки и конкретным перевозчиком должны быть жестко зафиксированы. Водитель должен иметь право голоса и должен быть уверен, что завтра агрегатор не поднимет тарифы и не отключит его от сервиса. Раз поездку организует агрегатор, он показывает стоимость поездки и потребителю, и водителю.
Минимальные тарифы и невозможность легализации из-за ОСАГО
Но и есть в документе и несколько спорных новелл. Так, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) назвала лишним требование присутствия представителя агрегатора в каждом из регионов. Также ФАС смутил ввод минимального тарифа.
— ФАС России выступает против квотирования такси, так как эта процедура является ограничением предложения на рынке и вмешательством в формирование его свободной конъюнктуры. Минимальный тариф на такси, по мнению антимонопольной службы, искажает спрос и предложение на рынке.Такая ситуация может законодательно ограничить возможность водителей предложить пользователям короткие поездки, которые являются наиболее популярными у пассажиров такси и агрегаторов. Также ФАС России полагает, что физическое нахождение представителя агрегатора в каждом регионе повлечет за собой рост их административных затрат. Это может напрямую сказаться на ценах для пассажиров. Кроме того, в этом вопросе важно учитывать, что агрегаторы занимают существенную долю на рынке, — прокомментировали «Известиям» в пресс-службе ведомства.
Также эксперты отрасли сетуют на слишком высокие цены на ОСАГО для такси, считая, что это мешает полной легализации рынка. По словам председателя Общественного совета по развитию такси Ирины Зариповой, ни в одном законе нет обязательных требований об отдельных тарифах для такси, однако страховщики ввели повышающий коэффициент и теперь минимальная стоимость полиса — 50 тыс. рублей, что достаточно много для большинства таксистов. Однако РСА такие тарифы не смущают.
— Частота ДТП с такси сейчас по нашим данным очень высока и составляет 32,2%, тогда как в среднем по стране частота ДТП находится на уровне около 5%. Проблему убыточности такси необходимо решать комплексно и в первую очередь заниматься повышением безопасности этого вида транспорта, ведь это не только убытки страховщиков, это жизни и здоровье других участников дорожного движения. Не может идти речи о снижении тарифов для такси при том, что этот вид транспорта генерирует почти на порядок больше ДТП, чем остальной транспорт, — отметили в РСА.
Еще одна проблема, по словам Зариповой, заключается в невозможности актуализировать все реестры по стране, так как они ведутся с нарушениями: не обновляются, отсутствует часть информации о разрешениях, формат файла не подлежит автоматической или ручной обработке. Проверить разрешение такси невозможно как минимум в 23 субъектах Федерации.
— Мы часто слышим, что необходимо обязать агрегаторов проверять наличие разрешений на деятельность такси, эта мера позволит повысить безопасность перевозок. Но выполнение этой функции зависит не только от служб заказа такси, а в первую очередь от органов власти в регионах, на которые возложена обязанность по ведению реестров. По нашим данным, в значительной части субъектов России документы ведутся так, что по ним невозможно проверить автомобиль вручную, не говоря уже об автоматизации процесса, — отметила Зарипова.
Мнение участников рынка
Представители двух крупнейших агрегаторов заявили, что до заседания в Совете Федерации не видели ни одной редакции законопроекта, хотя, по словам авторов, он активно обсуждался в отрасли.
— Мы внимательно следим за ходом законотворческого процесса по разработке законопроекта о такси, но, к сожалению, все версии проекта проходили без обсуждения с бизнес-сообществом, что в итоге негативно сказывается на разрабатываемых положениях ФЗ и непосредственно на бизнесе при их реализации. Мы не принимали участие в обсуждении нового закона, но уже сейчас видим обеспокоенность наших партнеров и таксопарков, — заявили, в частности, в пресс-службе сервиса «Ситимобил».
Источник в бизнес-сообществе подтвердил, что в обсуждении федерального законопроекта принимал участие только один агрегатор — «Яндекс.Такси». Остальным участникам рынка, скорее всего, текст будет предоставлен по факту его согласования.